Контакты
 
Подробнее
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург, Барочная улица, дом 4 А
(школа masters на Левашовском хлебозаводе)
8 (812) 912 93 93
Москва
8 (925) 512 12 16

Искусство Византии и Древней Руси

Лектор
Анастасия Лихенко

Научный сотрудник отдела Древнерусского искусства Третьяковской галереи.

В рамках лекционной программы мы поговорим об эволюции искусства, архитектуры Византии и Древней Руси, а также об их художественных контактах. В каждой лекции будет рассмотрен тот или иной период в истории византийского, а затем и древнерусского искусства, его типология, особенности стиля живописи разных эпох.
Уникальная особенность авторского курса Анастасии Лихенко — это занятия в стенах экспозиции Третьяковской галереи, коллекция иконописи которой изначально формировалась таким образом, чтобы продемонстрировать все главные шедевры русской средневековой живописи. А в рамках заключительной лекции Анастасия расскажет о судьбе древнерусского искусства в России, его открытии для широкой публики, а также современных принципах хранения и реставрации иконописи.

Расписание: по понедельникам и четвергам, 19:00–21:00.
Место: школа masters, Малый Патриарший пер., д. 5, стр. 1, Москва

 
Лекций в курсе:12. Вы можете пройти курс целиком или выбрать интересующие вас лекции
18 ноября 2024
/
19:00 – 21:00
/
3 500 RUB
Преобразуя язык античного искусства. Раннехристианское искусство
Задумывались ли вы, что Иисус Христос — античный человек, родившийся в Римской империи во времена правления Октавиана Августа? Значит, и первые художники и заказчики христианского искусства — тоже носители античной традиции? Лекция о корнях раннехристианского искусства в его античном контексте. 
Лекция прошла
21 ноября 2024
/
19:00
/
3 500 RUB
Рождение Средневековья. Язык архитектуры и искусства ранней Византии
Когда заканчивается Античность и начинаются Средние века? Как проследить эту трансформацию? Лекция о ранневизантийских памятниках, заложивших фундамент новых эстетических принципов. 
28 ноября 2024
/
19:00 – 21:00
/
3 500 RUB
От Юстиниана до Палеологов: трансформации искусства Византии VI-XV веков
В рамках лекции мы познакомимся с основными хронологическими периодами истории византийского искусства и архитектуры, культурными процессами, важнейшими памятниками и персоналиями, без которых восприятие древнерусского искусства может оказаться не столь полным. 
5 декабря 2024
/
19:00 – 21:00
/
3 500 RUB
Древнерусское искусство XII – XIV веков: от Византии к собственному художественному языку
В Третьяковской галереи собраны ключевые шедевры древнерусского искусства, демонстрирующие весь спектр его развития. На лекции мы обсудим, как именно протекал этот исторический путь.
Места закончились
места закончились
12 декабря 2024
/
19:00 – 21:00
/
3 500 RUB
Византия и Русь. Домонгольская архитектура и искусство
Знание, что с крещением Руси князем Владимиром в эти земли пришли славянская письменность и художественные традиции, находится глубоко в нашем подсознании. Но в чем именно это проявляется? Возможно ли найти эти проявления сейчас? Что именно было заимствовано из Византии, а что — трансформировано на свой лад?
19 декабря 2024
/
19:00 – 21:00
/
3 500 RUB
Феофан Грек: философ зело искусный
В XIV веке византийские мастера вновь вступают в активный художественный диалог с Русью. Именно в это насыщенное богословскими спорами время одной из самых значимых фигур для русского искусства становится Феофан Грек. На лекции мы поговорим о нём и о так называемой «второй встрече с Византией».
26 декабря 2024
/
19:00 – 21:00
/
3 500 RUB
Архитектура Москвы XIV-XV веков. Основные архитектурные мотивы и их источники
Архитектура, как говорят многие теоретики, является главным видом искусства. Она формирует и оформляет пространство, она вмещает в себя все прочие виды искусства. На лекции мы поговорим об особенностях московской архитектуры XIV и XV веков, о её узнаваемом языке, его истоках и развитии. 
16 января 2025
/
19:00 – 21:00
/
3 500 RUB
Андрей Рублёв и московское искусство конца XIV–первой половины XV века
Уже в XV веке Андрей Рублёв стал восприниматься как важнейшая фигура для русского искусства. Иосиф Волоцкий охотился за написанными им иконами, а Стоглавый Собор окончательно утвердил его в роли образцового иконописца. Каждая эпоха находила в нём что-то своё, о его живописи спорили искусствоведы, а о биографии — историки. На лекции мы поговорим о многовековой истории изучения иконописи Андрея Рублёва и его круга, а также о сложении уникальной и такой узнаваемой московской живописи его времени.
Места закончились
места закончились
23 января 2025
/
19:00 – 21:00
/
3 500 RUB
Пути древнерусского искусства. Как жила и воспринималась древнерусская культура после петровских реформ
В современной культуре существует представление, что древнерусское искусство было известно всегда и всем. Эта точка зрения, однако, в корне ошибочна, ведь на протяжении XVIII–первой половины XIX века даже хорошо образованные люди имели очень смутные и часто далекие от реальности представления об искусстве и архитектуре русского Средневековья. Недоступность византийского материала, особенности хранения и «старения» древнерусского – все это существенно искажало картинку. Как же воспринимали и, главное, заново открывали Древнюю Русь, поговорим в рамках финальной лекции курса.
30 января 2025
/
19:00 – 21:00
/
3 500 RUB
Архитектура XVI-XVII веков. В поисках новых форм
Архитектура XVI и XVII веков, то есть Позднего Средневековья, вобрала в себя традиции и узнаваемые черты самых разных региональных традиций древнерусского зодчества. Однако время шло вперёд, мир и культура принципиально изменились, а, значит, и архитектура искала новые формы и новый язык, переплетая традиции и новации. Как именно это происходило? Узнаем на лекции. 
6 февраля 2025
/
19:00 – 21:00
/
3 500 RUB
Время перемен. Русское искусство Позднего Средневековья
Если Андрей Рублёв заложил основы московского искусства XV века, то Дионисий — иконописец, который его подытожил. Живопись, связанная с его мастерской, разработанные в ней художественные приёмы и иконографические типы заложили фундамент для искусства XVI–XVII веков, т.е. эпохе Позднего Средневековья на Руси.
XVII век — эпоха бурных и стремительных перемен. Именно это время подготовило петровские реформы и осуществило переход отечественной культуры от Средневековья к Новому времени. Особенную роль в развитии искусства этого времени сыграли царские мастера, служившие в Оружейной палате под началом знаменитого Симона Ушакова.
Места закончились
места закончились
13 февраля 2025
/
19:00 – 21:00
/
3 500 RUB
«Господин Великий Новгород». Архитектура и искусство Новгорода и Пскова XI – XIII веков
Великий Новогород – второй по значимости город древнерусских земель. Здесь сформировался не только особенный политический строй, не похожий на устройство южных и центральнорусских княжеств — уникальные, узнаваемые черты также были у северной архитектуры и живописи. В рамках лекции будут обсуждаться основные особенности домонгольской архитектуры Новгорода и Пскова, а также художественные решения основных памятников монументальной живописи этого времени.